Lorem Ipsum is simply dummy text of the printing and typesetting industry. Lorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s, when an unknown printer took a galley of type and scrambled it to make a type specimen book. It has survived not only five centuries, but also the leap into electronic typesetting, remaining essentially unchanged. It was popularised in the 1960s with the release of Letraset sheets containing Lorem Ipsum passages, and more recently with desktop publishing software like Aldus PageMaker including versions of Lorem Ipsum.
Одна из самых интересных и ценных коллекций в Музее истории медицины имени Паула Страдыня в Риге — наследие Ильи Ильича Мечникова (1845—1916), создателя учения о фагоцитозе и иммунитете человека. История коллекции необычна тем, что в разное время ею владели различные учреждения. В целом судьба коллекции симптоматична. Наряду со многими другими, изначально сформированными как единое целое, она ныне хранится в разных местах в нескольких странах. Но в отличие от многих других коллекционных собраний, она хоть и разделена, но сохранена и доступна для исследований и публики.
В 1916 году, после смерти И. И. Мечникова, его вторая жена Ольга Николаевна (урожд. Белокопытова; 1858— 1944), постаралась сохранить научное наследие мужа и обеспечить доступность материалов для ученых и других заинтересованных сторон. Музей истории медицины им. Паула Страдыня с 1975 года является хранителем коллекции, которая впервые была представлена публике в 1982 году.
Вдова Мечникова бережно собирала его статьи, лекции, исследовательские протоколы и материалы обширной переписки с выдающимися учеными и другими людьми. Эта дальновидная работа помогла сохранить свидетельства о знаменитом учёном, отразив также в определённой степени развитие естественных наук в конце XIX — начале XX века.
Сначала Ольга Николаевна предложила собранные материалы Институту Пастера в Париже, где её муж работал последние 29 лет своей жизни и был похоронен. Историческое здание института по своей структуре не подходило для размещения коллекции, и тогда директор института и друг Мечникова Эмиль Ру (Roux, Emile; 1853—1953) предложил расположить ее в новом здании, строительство которого в то время ещё не было закончено. Однако строительство затянулось.
Поэтому Ольга Мечникова связалась с учеником и другом покойного мужа Львом Тарасевичем (1868—1929), который посоветовал перевезти коллекцию в Институт экспериментальной терапии и контроля сыворотки и вакцин в Москве, где он работал, и где на основе этой коллекции можно было создать музей. Часть коллекции доставили из Парижа в Москву в августе 1926 года, но оставшиеся материалы находились у Ольги Николаевны до 1935 года, когда в московский музей поступило ещё несколько предметов. Она сама была куратором первой выставки, и 22 сентября 1926 года в научный совет Государственного института народного благосостояния поступило самоотверженное заявление госпожи Мечниковой, которая написала: «Думаю, что собранные материалы могут служить культурному делу: истории биологии и медицины за полвека, изучению процесса работы Ильи Ильича и воспоминаниям о нём как о человеке, посвятившем всю жизнь науке». Она также выразила желание сохранить материалы своего покойного мужа и не публиковать в то время его корреспонденцию, а начать со сборника статей. Музей был открыт на следующий день, и комиссар здравоохранения Николай Семашко (1874—1949) предложил Ольге Николаевне стать почётным покровителем учреждения. Её партнерство с музеем было прервано Великой Отечественной войной.
Первоначально коллекция состояла из четырёх больших групп материалов. Первая включала печатные труды Мечникова, опубликованные на разных языках, а также книги о нём, работы других учёных, художественные произведения и заметки. Во вторую группу входили рукописи и документы, в том числе записные книжки Мечникова начиная с 1861 года, исследовательские протоколы, самые ранние из которых относились к 1884 году, тексты лекций, докладов, записей, сделанных во время экспедиции в степях Калмыкии, наблюдения за собственными заболеваниями, материалы переписки, дипломы, приветствия и т. д. Третью группу составили картины, портреты, фотографии и иллюстрации к публикациям. В последней, четвертой, группе были личные вещи Мечникова: серебряные блюда, чернильница, ручка, рабочие инструменты, печать, 26 чашек Петри с образцами волос учёного, а также ордена и медали, которые он получил в течение своей жизни.
В 1950 году, уже после смерти Ольги Мечниковой, музей был разделён на две части. Рукописи и документы переданы в архив Академии наук СССР, а личные вещи учёного, его публикации, картины и фотографии стали основой для нового мемориального музея Научно-исследовательского института вакцин и сывороток им. И. И. Мечникова, находящегося в Подмосковье (Петрово-Дальнее). Ценная коллекция оставалась там до 1965 года, когда ее перевезли на кафедру истории Института эпидемиологии и микробиологии им. Н. Ф. Гамалеи при Академии медицинских наук СССР.
Биолог и историк Юрий Иванович Миленушкин (1908—1975), заведовавший в то время кабинетом истории микробиологии и эпидемиологии института, прилагал усилия для того, чтобы сохранить, атрибутировать и ввести в научный оборот наследие Мечникова. В письме от 28 сентября 1965 года он делился своими планами с Е. Д. Петряевым (1913—1987) — учёным, военным врачом и библиофилом: «В институте у меня огромные перемены. Передан мне весь (со всеми потрохами.) отдел по изучению Мечникова из института им. Мечникова. Дали мне ещё две комнаты, только в другом корпусе. Как будто сбываются давние мечты. Я смогу иметь коллектив и развернуть работу. Мечтаний масса! Это скрашивает мою душевную жизнь и бодрит. В следующем году должны переехать в новый корпус. Он готов уже и предстоит огромная работа по его оборудованию, которую собираются закончить к лету 1966 года, когда в Москве состоится Международный конгресс микробиологов.»
Но благие намерения Ю. И. Миленушкина не были поддержаны на уровне руководства института. По сути произошло третье разделение наследия выдающегося учёного. Ежегодные отчеты кафедры показывают, что коллекция находилась под угрозой исчезновения: для неё не было места и она не имела куратора. В 1975 году, чтобы сохранить коллекцию и обеспечить её доступность, президиум Академии проголосовал за передачу собрания, исключая рукописи и документы, в Музей истории медицины им. Паула Страдыня в Риге. Для Ю. И. Миленушкина стало большим человеческим разочарованием, «что музей И. И. Мечникова, собиранию коего он отдал почти 30 лет работы, по приказу Барояна передан в Ригу в Музей ист[ории] медицины!» и что его друг по охоте, микробиолог и пятый президент Академии медицинских наук СССР В. Д. Тимаков (1905—1977) его не поддержал и не противился передаче коллекции музея Мечникова в Ригу.
В полученную Музеем истории медицины коллекцию вошли книги Мечникова, многие из них с авторскими заметками, а также пять томов научных статей, опубликованных в период с 1865 по 1916 год и во многих случаях посвященных жене. Отдельные тома хранятся в богато украшенных переплётах с инициалами Ольги Николаевны или Ильи Ильича. В собрании содержатся также произведения художественной литературы, популярные журналы того времени, заметки и книги по истории искусства.
Иконографическая часть коллекции включает ценные картины Ольги Мечниковой, которая была художницей: портреты мужа, автопортрет и пейзажи (всего 12 полотен). В музее также есть выдающийся портрет Ильи Мечникова, написанный учителем его жены Эженом Каррьером (Carriere, Eugene; 1849—1906), а также два миниатюрных портрета акварелью родителей учёного, созданные Михаилом Прокофьевичем Вишневецким (1801—1871).
Особую ценность представляют ордена и медали Мечникова (всего коллекция включает 22 награды), в том числе Нобелевская, которую он и Пауль Эрлих (Ehrlich, Paul; 1854—1915) получили в 1908 году за изучение иммунологии, а также медаль Годфри Копли (Copley, Godfrey; 1653—1709) от Лондонского Королевского общества, три ордена Почётного легиона (рыцаря, офицера и командора), японский орден Восходящего солнца и др.
Специалисты Музея истории медицины им. Паула Страдыня обработали и отреставрировали все предметы. Они стали частью национальной коллекции Латвии и первоначально экспонировались только на выставках новых поступлений. Но в 1982 году в музее открылся отдельный мемориальный зал И. И. Мечникова, а в 2014-м наследие ученого было представлено в новой экспозиции, посвящённой лауреатам Нобелевской премии по физиологии и медицине. Нобелевская медаль Мечникова хранится в Риге и является единственной Нобелевской медалью в Латвии. В свою очередь диплом Нобелевской премии хранится в Институте Пастера в Париже. Но об этом будет отдельный рассказ в блоге осенью этого года.
Перевезённая в Ригу мемориальная коллекция И. И. Мечникова после научной атрибуции, постановки на учёт и постоянное хранение в государственном Музее истории медицины им. П. Страдыня стала экспонироваться в отдельном зале, в экспозиции медицины конца XIX — начала XX века (Дирбе, 1982). Таким образом, доступ к коллекции открылся для каждого посетителя музея, а в его фондах исследователи могли ознакомиться с материалами, которые не вошли в постоянную экспозицию. Для воссоздания эстетики того времени были использованы предметы интерьера конца XIX века. Латвийская художница Майя Гринфелде (Grīnfelde, Maija) соткала гобелен из шерсти и льна большого формата (220×270 см) с изображениями Л. Пастера, И. Мечникова и Э. Ру.
После тридцати лет экспонирования мемориальная комната И. И. Мечникова была расширена тематически путем включения информационного блока о лауреатах Нобелевской премии по физиологии и медицине.
В настоящее время кроме Музея истории медицины им. П. Страдыня в Риге материальное наследие Мечникова хранится в различных учреждениях Европы: в Институте Пастера в Париже, отдельных ведомственных учреждениях России и Украины. Мемориальная коллекция в Риге является наиболее значительной и практически единственной, которая доступна научным кругам и широкой общественности. То же можно сказать о личном архиве ученого, который находится в Архиве Российской академии наук в Москве и детально исследован. Рукописное наследие Мечникова (рукописи научных работ, черновики, описание опытов, материалы переписки) было представлено исследователям в издании 1960 года «Рукописные материалы И. И. Мечникова».
Процесс формирования коллекций, представляющих наследие И. И. Мечникова, продолжается. Новыеданные биографии ученого опубликованы в книге Л. Викхански «Immunity: How Elie Metchnikoff Changed the Course of Modern Medicine» (2016). Ей удалось получить доступ к документам и вещам Ильи Ильича в ячейке банка Кредит Лионель в Париже (Credit Lyonnais bank), помещённым туда предполагаемым потомком И. И. Мечникова Жаком Саадом (Saada, Jacques). Он в свою очередь завещал бережно хранимые им материалы о жизни Мечникова гражданке Латвии Эрике Шмельковой (Šmeļkova, Ērika). В октябре 2018 года она передала Музею истории медицины в Риге фотографии И. И. Мечникова с его автографами. После вступления в права наследования она собирается также передать музею документы и вещи И. И. Мечникова, которые в настоящее время хранятся в уже упомянутом банке во Франции.
Для того чтобы обобщить и каталогизировать наследие учёного, необходимо сотрудничество всех сторон. Одной из форм презентации материала могла бы стать передвижная международная выставка, на которой хотелось бы показать И. И. Мечникова не как иконизированного учёного, а как человека, постоянно находившегося в творческом поиске, великодушного и вместе с тем с присущими ему человеческими слабостями.
Такова история коллекции лауреата Нобелевской премии Ильи Мечникова, рижская часть которой является самой значительной и доступной как для посетителей музея, так и для исследователей.
Опубликовано: январь 2021 г.