Lorem Ipsum is simply dummy text of the printing and typesetting industry. Lorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s, when an unknown printer took a galley of type and scrambled it to make a type specimen book. It has survived not only five centuries, but also the leap into electronic typesetting, remaining essentially unchanged. It was popularised in the 1960s with the release of Letraset sheets containing Lorem Ipsum passages, and more recently with desktop publishing software like Aldus PageMaker including versions of Lorem Ipsum.
В начале ХХ века были открыты группы крови человека, что способствовало существенному прорыву в медицине. Однако есть и другие сферы, где это открытие сыграло важную роль. Например, до этого отцовство было практически недоказуемо в судебных процессах. Группы крови использовались также в антропологических исследованиях. Публикация посвящена Микелису Вейдеманису – основоположнику исследований групп крови и использования методов их определения в Латвии.
Ключевые слова: группы крови, установление отцовства, антропология, судебная медицина.
Одним из величайших достижений в медицине ХХ века стало открытие австрийским врачом, иммунологом и инфекционистом Карлом Ландштейнером (Karl Landsteiner; 1868–1943) процесса агглютинации и первоначальное определение трёх групп крови человека, что обеспечило возможность уверенно проводить её переливание. К. Ландштейнер установил, что индивидуальные свойства крови отражаются в характеристиках антигенов, которые позволяют, по его мнению, отличать одного человека от другого (серологическая идентификация) подобно тому, как это делается по отпечаткам пальцев. Тогда он представил, что с помощью группы крови можно отличить больного человека от здорового.
Позже было установлено, что агглютинация – не симптом, характерный для болезни, но с её помощью людей можно разделить на четыре больших группы по типам крови, которые для ясности обозначили – I (O), II (A), III (B) и IV (AB). Вскоре Рубен Оттенберг (Reuben Ottenberg; 1882–1959) высказал гипотезу, что эти четыре специфические группы крови передаются потомкам согласно определённой закономерности – закону Менделя. Окончательно это определил в 1924 году Феликс Бернштейн (Felix Bernstein; 1878–1956). На основе этих открытий появилась возможность использовать приёмы определения группы крови не только в медицине, но и в криминалистике и судебных процессах, в том числе в делах по установлению отцовства при начислении алиментов. Брошенные дети, уклонение от выплаты алиментов – всегда и повсюду являлось печальной практикой. Такой она, к сожалению, до сих пор остаётся и в Латвии.
Впервые в Латвии методику установления отцовства по группам крови ввёл ассистент Института судебной медицины Латвийского университета (ЛУ) Микелис Вейдеманис (Miķelis Veidemanis; 1895–1945), ставший впоследствии руководителем этого института (1937) и деканом медицинского факультета Латвийского университета (1943–1944). Защитив 13 февраля 1929 года научную работу «Группы крови, их неизменность и значение для определения отцовства в Латвии», он получил степень доктора медицины.
Родившийся в 1895 году Микелис Вейдеманис начал изучать медицину в Военно-медицинской академии в Петрограде (1915–1918), но из-за войны закончил образование только в 1923 году уже на медицинском факультете Латвийского университета. С 1922 года он работал младшим ассистентом Института судебной медицины ЛУ, который в то время возглавлял врач австрийского происхождения, ассистент и прозектор Венского университета Фердинанд Нейрейтер (Ferdinand Edler von Neureiter; 1893–1945). Совет медицинского факультета ЛУ избрал Ф. Нейрейтера руководителем Института судебной медицины 9 декабря 1922 года, назначив его на должность доцента. В институте под его руководством были сформированы 5 отделений (танатологии, криминалистической биологии, судебной психиатрии, амбулаторный пункт работы с алкоголиками, лаборатория исследования групп крови) и методический центр практической судебной медицины.
Деятельность М. Вейдеманиса была связана именно с лабораторией исследования групп крови. Он активно работал над установлением групп крови и использованием этого метода в судебной практике. Проведённые исследования подтвердили эффективность серологического метода идентификации личности, и с 1928 года установление группы крови стали использовать в делах об алиментах. В 1940 году М. Вейдеманис писал: “[..] на сегодняшний день этот метод использовался уже в 635 делах, и явные доказательства того, что ответчик не является отцом, были представлены в 22 случаях. Дважды с помощью групп крови решился вопрос о подмене ребёнка. В одном случае удалось таким путём внести полную ясность и вернуть ребёнка настоящим родителям.” [Veidemanis, M. Antropoloģiskā izmeklēšana…, 604. lpp.]
Следует отметить, что уже с самого начала определение групп крови использовали не только врачи. Почти сразу после открытия метода его стали использовать в своих исследованиях антропологи. В годы Первой мировой войны в греческих Салониках врачи и спутники жизни Л. и Х. Гиршфельды, исследуя группы крови 16 народностей, заметили, что у каждого народа существует своё соотношение групп крови А и В. Они установили, что II (A) группа больше характерна для европейцев, доминирует у представителей Ближнего Востока, Китая и Японии. III (B) группа больше распространена в Индии, Центральной Азии и в долине Нила, однако не встречается у коренных народов Америки и Австралии. В 20-ых годах ХХ века появились первые антропологические классификации, основанные на группах крови. Самая известная из них – классификация Бойда (W. C Boyd; 1903–1983) с шестью гематологическими расами. В 1926 году Л. Б. Вагнер опубликовал таблицу распространения групп крови народов мира. Исследования групп крови проводились и в соседней Литве, их результаты в 1935 году обобщил Ю. Жилинскас (J. Žilinskas; 1885–1957).
Микелис Вейдеманис постепенно пришёл к выводу, что для достоверности определения отцовства по группе крови необходимо вывести так называемую “формулу группы крови народа”. В попытках хотя бы приблизительно определить “формулу групп крови” населяющих Латвию национальностей он стал вести свою работу в сфере антропологии. Соотношение групп крови или так называемая формула групп крови была установлена почти для всех народов. Но для населения Латвии она ещё не была разработана, поэтому он взялся за это исследование.
Принимая во внимание, что группы крови не зависят от климатических и других условий жизни, их рассматривали как этно-антропологический признак. В своём исследовании Вейдеманис разделил пациентов по месту (региону) рождения, пытаясь проверить возможную связь групп крови жителей разных регионов Латвии с их принадлежностью к населявшим эти регионы племенам, взяв за основу существовавшую в XII веке заселённость территории. С этой точки зрения, принимая во внимание перипетии истории Латвии на протяжении восьми веков, значимым с позиции антропологии является вывод М. Вейдеманиса о том, что “[..] судя только по формуле группы крови невозможно причислить какую-либо народность к определённому племени и доказать их взаимное родство. Формулу группы крови следует рассматривать как объективно определяемую этно-антропологическую особенность, которая всегда используется только с другими этно-антропологическими характеристиками.” [Veidemanis, M. Par asinsgrupu nozīmi…, 108. lpp.]
В проведённом на базе 1-й больницы исследовании М. Вейдеманис определил группу крови у 1160 пациентов в возрасте от 9 месяцев до 80 лет. Были обследованы как здоровые, так и больные люди, зафиксированы их имена, отчества, возраст, национальность, вероисповедание, семейное положение и диагнозы. Для проверки стабильности групп крови было проведено 52 повторных анализа, которые показали, что группа крови не меняется. Ещё в 50 случаях врач определил группу крови до и после смерти пациента и подтвердил, что группа крови и в этих случаях не изменилась.
Результаты исследования М. Вейдеманис обобщил в 25 заключениях, важнейшими из которых с точки зрения антропологии были выводы с 11-го до 18-го. Он установил, что:
Достоверность результатов и выводов М. Вейдеманиса подтвердили работы врачей Николая Цауны (Nikolajs Cauna; 1914–2007), Карлиса Долиетиса (Kārļis Dolietis; 1900–1986) и Эдуарда Спилнерса (Eduards Spilners; 1906–?), а также обследования латышей и литовцев, проведённые после Второй мировой войны профессором Раисой Денисовой (1930–2019).
Перу Вейдеманиса также принадлежит первый написанный на латышском языке, но, к сожалению, неизданный учебник “Судебная медицина” для студентов, врачей и юристов, над которым он работал в конце 30-ых годов ХХ века и планировал опубликовать в издательстве “Latvju grāmata” в 40-ых годах. В 1940 году рукопись была готова. Её даже успели отредактировать и подготовить к сдаче в типографию. Однако политические перемены, Вторая мировая война и события её завершения вынудили автора оставить Ригу и отправиться в качестве беженца в Курземе. Он смог добраться до Ирлавы. Художник Юргис Скулме в своих “полезных” воспоминаниях о себе, Ирлаве и докторе Кришьянисе Катлапсе пишет: “Доктору Катлапсу не удалось спасти заболевшего брюшным тифом судебного врача и беженца Микелиса Вейдеманиса. После неудачной операции хирург сказал, что кишечник больного рвался как бумага.” [Skulme, J. Izpalīga piezīmes…, 33.lpp.] Так 1 апреля 1945 года прервалась жизнь врача, оставившего латвийской медицине значимое наследие.
После 50 лет забвения, в 1995 году в Музее истории медицины имени Паула Страдыня прошло мероприятие, посвящённое 100-летнему юбилею Микелиса Вейдеманиса. Его дочь Бирута Вейдемане-Лиепиня передала музею памятные вещи отца и рукопись его учебника по судебной медицине, которые и сейчас хранятся в музейных фондах, а написанная Микелисом Вейдеманисом книга всё ещё ждёт своего исследователя.
ЛИТЕРАТУРА
Cauna, N. Par latviešu asins grupām. Ārstniecības žurnāls, 1943, Nr. 4, 254.—265. lpp.
Dolietis, K. The blood Groups of the Latvians. Latvijas Bioloģijas biedrības raksti, 1934, IV sējums, 57—63. lpp.
Hirszfeld, H., Hirszfeld, L. Serological differences between the blood of different races. Lancet, 1919, II, 675—678 p.
Skulme, J. Izpalīga piezīmes par sevi, Irlavu un dakteri Katlāpu. Daugavas vanagu mēnšraksts, 1998, Nr. 2, 27.—38. lpp.
Spilners, A. Par latviešu asins grupām. Ārsts, 1940, Nr. 4, 240.—241. lpp.
Veidemane-Liepiņa, B. Mans tēvs Miķselis Kārlis Veidemanis (1895—1945). Acta Medico-Historica Rigensia. 4. sēj. Rīga, 1999. 315.—322. lpp.
Veidemanis, M. Antropoloģiskā izmeklēšana kā tiesu medicīnas paņēmiens bērna tēva identificēšanai. Tieslietu ministrijas vēstnesis, 1940, Nr. 3, 603.—610. lpp.
Veidemanis, M. Asinsgrupu nozīme paternitātes noteikšanai Latvijā un viņu konstance. Latvijas Universitātes Raksti. Acta Universitatis Latviensis. Medicīnas fakultātes sērija I.3. R., 1929. 65.—126. lpp.
Veidemanis, M. Par asinsgrupu nozīmi tēva noteikšanā Latvijā un šo asingrupu pastāvību. Tieslietu ministrijas vēstnesis, 1929, Nr. 3/4, 106.—111. lpp.
Vesperis, M. Profesors Miķelis Kārlis Veidemanis (1895—1945). No: Medicīnas profesūra Latvijā: tapšana un attīstības tendences. R. : 2009, 56.—57. lpp.
Vīksna, A. Latvijas Universitātes Medicīnas fakultāte 1919—1950. Rīga, 2011. 315.—317., 442.—443. lpp.
Žilinskas, J. Serologinis Mažosios Lietuvos gyventojų (ir kitų baltų rasės tautų) giminiškumas. Kaunas, 1935.
Денисова, Р. Изучение групп крови системы ABO и MN у латышей и литовцев. No: Морфогенез клетки, тканей и организма. Вильнюс, 1980. с. 47—48.
Опубликовано: июнь 2021 г.